Проблема развития осложнений у детей

Частично этот вопрос можно решить при тщательном анализе статистических данных, касающихся частоты дисфункций мочевого пузыря, цистита и пузырно-мочеточникового рефлюкса. Так, если у 70,9 % больных с пузырно-моче-точниковым рефлюксом выявляют дисфункции мочевого пузыря, то у детей с дисфункциями мочевого пузыря эта патология встречается в 18,3 % случаев (В. М. Державин и соавт.

, 1973; М. Д. Джавад-заде и соавт.

, 1987).

При этом установлено, что если у больных нет цистита, то пузырно-мочеточниковый рефлюкс не выявляется. Следовательно, дисфункция мочевого пузыря сама по себе, без других факторов, не способна вызвать повреждение пузырно-мочеточникового соустья.

Сочетание дисфункции мочевого пузыря и цистита резко увеличивает возможность возникновение пузырно-мочеточникового рефлюкса.

Согласно данным Е. Л. Вишневского и соавторов (1988), в патогенезе пузырно-мочеточникового рефлюкса дисфункции мочевого пузыря и цистит являются важными, но не единственными факторами его развития. Наиболее вероятно, что эта патология возникает тогда, когда дисфункции мочевого пузыря и цистит сочетаются с дисфункцией пузырно-мочеточникового соустья.

В данном случае следует говорить о многообразии патогенеза пузырно-мочеточникового рефлюкса, который возникает вследствие воздействия нескольких факторов, повреждающих пузырно-мочеточниковое соустье, это: его врожденная недостаточность, нарушения уродинамики нижних мочевых путей и воспаление.

Наиболее вероятная последовательность развития патологического процесса может быть представлена следующим образом: дисфункция мочевого пузыря хронический цистит декомпенсация пузырно-мочеточникового соустья, имеющего элементы порочного круга развития. Из этой схемы видно, что пусковым механизмом развития пузырно-мочеточникового рефлюкса являются нарушения уродинамики — чем больше степень выраженности последней, тем больше вероятность его возникновения.