Косвенные данные

Отсюда следует, что по крайней мере у экстремальных вариантов эстрогенизации стабильность индивидуального профиля существовала на протяжении целого онтогенетического этапа, хотя вероятный морфогенетический эффект повышенной эстрогенизации далеко не всегда может выявляться достаточно отчетливо, завися в своей реализации от многих причин. Для проверки этого предположения были предприняты долговременные продольные наблюдения (от 1 года до 3 лет) индивидуального профиля на разных отрезках постнатального онтогенеза: в раннем и зрелом пубертасе и в постпубертатное время.

Значения ранговых коэффициентов корреляции, вычисленных в нескольких связанных выборках для половых гормонов и тироксина (Седова, Хрисанфова, 1974; Хрисанфова, Эльгурт, 1976; Епископосян, 1977а, и др.). Из приведенных данных следует постепенное повышение относительной стабилизации индивидуального профиля с возрастом: от раннего пубертаса к постпубертатному периоду с увеличением р от 0,3-0,4 до 0,7-0,9 и даже выше.

Подобная тенденция к стабилизации индивидуального профиля была прослежена и у английских детей раннего пубертатного возраста для андрогенов и отчасти глюкокортикоидов (Tanner, Gupta, 1968). Эти авторы указали на относительное постоянство (индивидуальную устойчивость) уровня экскреции индивидуальных 17-КС в 8-12 лет. Особой стабильностью отличается индивидуальный профиль по половым стероидам в постпубертатное время.

Так, имеющиеся в нашем распоряжении данные трехлетних продольных наблюдений индивидуального профиля у девушек 22-24 лет, проведенных Е. С. Саяпиной, свидетельствуют, что у каждой из обследованных практически сохранялся свойственный ей уровень экскреции андрогенов на протяжении указанного периода.