Иммунологические механизмы патогенеза

В настоящее время не представляется возможным сделать окончательное заключение о роли антител (гуморального иммунитета) в противотуберкулезной резистентности. При вакцинном процессе БЦЖ после введения вакцины титры антител прогрессивно нарастают и достигают максимума в период наивысшей резистентности вакцинированных животных к последующему заражению (М. М. Авербах и соавт.

, 1970; 1980; Е. Ф. Чернушенко, 1973; 1980 и др.). Т. И. Сенькина и соавт. (1989) показали, что в группе туберкулиноотрицательньгх детей противотуберкулезные антитела отмечались в 15% случаев, а через 1 месяц после ревакцинации БЦЖ — в 81 %. При экспериментальном туберкулезе подъем синтеза антител отмечается в ближайшее время после заражения (Н. В. Гоге-башвили, 1970; Е. Ф. Чернушенко, 1973; 1980), то есть в период, когда происходит определенный подъем защитных сил организма.

В дальнейшем титр антител в сыворотке падает.

Е. В. Деркач (1982) в р. п. п. т. и. у детей выявила напряжение В-системы иммунитета в виде снижения содержания IgA и увеличения IgM и IgG, а также увеличение титра антител в реакции РПГА. В. Г. Рябцева (1982), В. Т. Савватеева (1985) не обнаружили отклонений от контроля в функционировании В-системы по данным исследования иммуноглобулинов.

Несоответствие вышеуказанных данных различных исследователей с нашей точки зрения можно объяснить разнородностью сравниваемых групп в отношении сопутствующей патологии, для которой характерны изменения В-системы иммунитета.

Установлено, что различные типы антител имеют неодинаковую роль при туберкулезном процессе.

Одни антитела (против полисахаридов МБТ) в наибольших титрах определяются при благоприятном течении туберкулеза, а другие (антипротеиновые антитела) — при инфильтративной вспышке (Н. В. Гогебашвили, 1970; Л. С. Когосова, 1972 и др.). При сравнении положительных ответов иммуноферментного анализа при использовании штамма H37RW у здоровых туберкулиноотрицательных и виражных детей Т. И. Сень-кина и соавт. (1989) существенных различий не обнаружили.

Так, число положительных ответов в группе с отрицательными туберкулиновыми пробами составило 15%, а среди виражных детей20%. Проведенные нами исследования у 100 детей в р. п. п. т. и. содержания антител к антигенам МБТ штамма H„RW, выполненные в той же лаборатории, выявили похожие результаты: положительные ответы наблюдались у 11 (11%), а сомнительные у 8 (8%) детей.